Возврат товара для юридических лиц
По договорам купли-продажи между компаниями иногда возникают ситуации, когда покупатель отказывается от поставленного товара. Мотивы при этом могут быть разными, но они обязательно должны быть объективны, так как закон охраняет интересы всех сторон соглашения. Особенно важны серьёзные причины при расторжении соглашения на изготовлении продукции под заказ получателя. Его необоснованный отказ нанесёт ущерб производителю, так как реализация специфических изделий другим покупателям может быть невозможна.
Рассмотрим существующие правовые основания для отказа покупателя принимать продукцию, а также как проводится и оформляется процедура приёмки. Эти вопросы регулирует Гражданский Кодекс РФ, поэтому далее ссылаться будем на его статьи.
Причины
Основания не принимать товар могут возникнуть у получателя при проверке характеристик, которые были согласованы с поставщиком:
- Количество.
- Ассортимент.
- Комплектность.
- Качество.
- Тара.
Сразу при передаче продукции отказаться от неё можно, если поставлено меньшее количество или ассортимент не совпадает с заказом (п.1 ст.466, п.1 ст.468). В том случае, когда проверка показала недостатки изделий по остальным трём пунктам, то перед отказом необходимо дать возможность поставщику их исправить. Если он не сделал этого, то покупатель вправе потребовать замены брака, возврата уплаченных денег (ст.475, 480, 482).
Причиной для отказа от товара служит отсутствие прилагаемых к нему документов, которые по договору или по закону обязан передать продавец в согласованные с получателем сроки (ст.464).
Сроки для проверки товара
При получении продукции покупатель обязан провести её осмотр, подсчёт, выяснить полноту ассортимента и комплектации, проверить качество. Время на совершение этих действий устанавливается договором или принимается равным тому, в течение которого они обычно производятся.
Понятно, что погрешности по количеству, ассортименту проявятся в момент передачи изделий, но для определения работоспособности, например 3 000 электрических чайников или заказного промышленного оборудования, понадобится длительное время. Поэтому период, отведённый законом для предъявления претензий, равен гарантийному сроку или установлен договором (ст.477). Датой начала гарантии считается день, когда получатель принял продукцию, а он определяется условиями соглашения.
Правила приёмки товара
Закон именно на получателя возлагает обязанность обеспечить своевременное грамотное проведение контроля поставки (ст.484, 513). Положения проверки могут разрабатываться сторонами договора самостоятельно или с учётом нормативных актов. В любом случае правила должны содержать несколько обязательных пунктов:
- указание места приёмки;
- наименования должностей лиц, ответственных за осмотр изделий;
- действия получателя при выявлении нарушений условий отгрузки, обнаружении недостатков продукции;
- сроки и формы составления, подписания, передачи актов.
Если договор содержит указание на соответствие изделий ГОСТ или ТУ, то контроль качества проводят с учётом их требований. Испытание технически сложных изделий желательно проводить специалистам, разбирающимся в их специфических особенностях. Приёмка продукции, изготовленной на заказ, осуществляется компетентными представителями получателя по характеристикам, особым параметрам, чертежам, согласованным с продавцом.
Окончание приёмки
Последним этапом приёмки являются акты, они составляются в день её завершения независимо от полученных результатов. Если поставка успешно прошла контроль по количеству, качеству, другим характеристикам, то покупатель обязан принять товар, подписать сопроводительную документацию (ст.484).
Когда выясняется, что количество или ассортимент изделий не соответствует заказу покупателя, то он может отказаться от их приёмки. Допущенные нарушения отражает акт, он передаётся поставщику вместе с извещением о расторжении договора, требованием возврата уплаченных денег (ст.466, 468).
Если товар не прошёл контроль по качеству, комплектации, упаковке, то составляется акт о недостатках, содержащий заключение о возможности и стоимости их устранения. Далее покупатель может сам исправить изделия за счёт продавца, вернуть их ему для исправления или потребовать снижения цены (п.1 ст.475).
Обменять плохой товар или отказаться от него получатель имеет право только в том случае, если:
- брак устранить невозможно;
- добиться необходимого качества очень дорого или долго (п.2 ст.475).
Эти обстоятельства фиксируются в акте, направляемом продавцу.